В ногу со временем
Введение института заместителей командиров по политической части в ротах, батареях и эскадрильях отвечало требованиям военного дела.
У истоков создания высших военно-политических училищ стоял генерал армии Алексей Епишев, который в 1962 году возглавил Главное политическое управление Советской Армии и ВМФ. По свидетельству очевидцев, именно его приход на этот пост способствовал активизации партийно-политической работы по повышению боевой готовности, улучшению боевой и политической подготовки личного состава, укреплению воинской дисциплины. Вот что рассказывал о том времени генерал-майор Александр Скрыльник, которому довелось немало лет служить вместе с Алексеем Алексеевичем.
Генерал Епишев всегда поддерживал разумную инициативу, в том числе и предложения о совершенствовании партийной работы, её форм и методов. Вместе с тем, он выступал против бесконечного экспериментирования, изобретательства новых форм без учёта их целесообразности. Вспоминая одно из таких предупреждений, генерал-лейтенант Вадим Дмитриевич Лукиных признался, что оно было высказано в связи с тем, что «некоторые товарищи были «одержимы зудом» по части выискивания всевозможных форм, хотя на поверку новой в них оказывается только вывеска».
Предложения, рекомендации Главного политуправления, как правило, отличались солидной обоснованностью, продуманностью. Многие из них, в том числе предложения о совершенствовании структуры политорганов, о подготовке кадров политсостава, выработанные коллективно, нашли отражение в постановлении ЦК КПСС от 21 января 1967 года «О мерах по улучшению партийно-политической работы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте». Центральный Комитет поставил задачу поднять партийно-политическую работу на уровень новых требований с учётом сложной международной обстановки и коренных изменений в организации и вооружении войск.
Партийные комитеты штабов, управлений, военно-учебных заведений, научно-исследовательских учреждений преобразовывались в политотделы. Тем самым восстанавливалась единая система политорганов. Она приводилась в соответствие с новыми задачами, которые ставились перед армией и флотом. Создавался также институт заместителей командиров рот по политической части. Обширная программа деятельности развёртывалась перед Главным политуправлением.
Взять только введение института заместителей командиров по политической части в ротах, батареях, эскадрильях и равных им подразделениях. Восстановление политработников в ротном звене должно было стать не механическим возвращением к старому. Предполагалось осуществить крупное политическое и организационное мероприятие на новой основе с учётом качественно нового этапа развития Вооружённых Сил и значительно возросших задач, в том числе и в области партийно-политической работы. Введение политработников в подразделениях призвано было усилить воспитательную работу с личным составом там, где в первую очередь решаются задачи боевой и политической подготовки, укрепления политико-морального состояния и воинской дисциплины.
Встала задача подготовки политработников подразделений. В соответствии с постановлением ЦК КПСС началось создание высших военно-политических училищ. Во всём, что касалось учебных программ, укомплектования училищ, их размещения, самым непосредственным образом участвовал Алексей Алексеевич Епишев. По его совету на должности начальников училищ выдвигали офицеров из числа лучших заместителей начальников политотделов армий.
В одном случае от этой установки пришлось отступить. Военный совет и политуправление Уральского военного округа рекомендовали назначить начальником Свердловского высшего военно-политического училища полковника Бориса Уткина. Он в то время был начальником политического отдела дивизии. Тогда, как рассказывал генерал-лейтенант в отставке Леонид Петрович Вахрушев, доложили начальнику.
– А вы знаете лично товарища Уткина? – поинтересовался Алексей Алексеевич. – Каково ваше мнение об этом политработнике?
– В дивизии, где политотдел возглавляет товарищ Уткин, мне довелось побывать, – отвечал Леонид Петрович. – На месте я ознакомился с работой Бориса Павловича, подчинённые о нём отзывались очень хорошо. Он вполне заслуживает быть начальником училища.
Время показало, что выбор был сделан правильный. Борис Павлович Уткин много сделал для становления высшего военно-политического училища, проявил себя способным руководителем и в последующем вырос в крупного политработника, стал генерал-полковником.
Алексей Алексеевич внимательно следил за развёртыванием высших военно-политических училищ. В короткие сроки, фактически за полгода училища были созданы и приступили к первому набору курсантов. Сам он часто посещал училища, встречался с их руководителями, преподавателями, курсантами. Личные наблюдения позволяли ему ставить актуальные вопросы совершенствования подготовки политсостава.
6 февраля 1976 года Бюро Главного политического управления рассмотрело вопрос о комплектовании Военно-политической академии имени В.И. Ленина и высших военно-политических училищ слушателями и курсантами. В своём выступлении начальник ГлавПУ подчеркнул важность приёма в училища прежде всего молодёжи из числа военнослужащих срочной службы при максимальной доброжелательности и внимании к молодым людям.
В роты и равные им подразделения пришёл большой отряд политработников с высшим образованием. Мы возлагаем на них большие надежды. Выпускники политучилищ – это хорошо подготовленные, грамотные офицеры, полные энтузиазма и энергии, но у них, естественно, нет или почти нет никакого опыта. Мы считаем, что сейчас важно дать возможность каждому выпускнику поработать в должности заместителя командира по политчасти не менее двух-трёх лет. Надо исключить случаи направления их не по специальности в аппарат управлений, учреждений и политорганов.
Как большое событие в жизни армии и флота расценивался первый выпуск воспитанников высших военно-политических училищ. Выступая на сборах командиров дивизий и полков осенью 1972 года, генерал Епишев говорил: «В роты и равные им подразделения пришёл большой отряд политработников с высшим образованием. Мы возлагаем на них большие надежды. Выпускники политучилищ – это хорошо подготовленные, грамотные офицеры, полные энтузиазма и энергии, но у них, естественно, нет или почти нет никакого опыта. Мы считаем, что сейчас важно дать возможность каждому выпускнику поработать в должности заместителя командира по политчасти не менее двух-трёх лет. Надо исключить случаи направления их не по специальности в аппарат управлений, учреждений и политорганов. Нельзя также допускать их необоснованных перемещений из одного подразделения в другое. Это позволит молодым политработникам обрести уверенность в своих силах».
Пройдёт ещё шесть лет, и А.А. Епишев в своём выступлении на состоявшейся в Военно-политической академии имени В.И. Ленина научной сессии, посвящённой десятилетию постановления ЦК КПСС «О мерах по улучшению партийно-политической работы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте», отметит: «Сейчас уже более трёх тысяч выпускников военно-политических училищ являются заместителями по политической части командиров батальонов, дивизионов, пропагандистами полков, многие из них избраны освобождёнными секретарями партийных комитетов частей. Началось выдвижение их на должности заместителей по политической части командиров полков».
Когда Епишева не стало, его имя было присвоено Донецкому высшему военно-политическому училищу инженерных войск и войск связи. В музее училища тогда развернули стенды, на которых были выставлены документы и личные вещи генерала армии. На примере жизни Алексея Алексеевича курсанты учились верности Отечеству, партийности, скромности. Жаль, что сегодня его имя незаслуженно забыто.
Информацию для опубликования на сайте прислал: Сергей Владимирович Бычков